Просто любопытное письмо... · 31.05.2018 21:21 by admin
Милостивый Государь Марка Иванович.
Ежели кормилицу зовут Аннушка, сторублёвую асигнацию запечатай и подпиши: калдуньи Аннушки. И отдай ей – скажи, что из Москвы прислано. И кто у Вас Аннушка, пожалуй, отпиши – я не знаю. Да при ней девушке пятидесятную асигнацию дай же. И оныя денги возми от Емельяна, а ежели не Аннушка – так у Настасьи Ивановны спрашай, какая Аннушка смеит Превосходительство бранить.
За писмо Ваше благодарствую и желаю Вам здравия и благополучия.
Всегда готовым слугою остаюсь Прокофей Демидов.
28 февраля 1779 года.
Москва. (с.103-104)
Прокофий Акинфиевич Демидов.
Письма и документы.
1735 – 1786.
К 300-летию со дня рождения.
Екатеринбург. 2010. Демидовский институт.
Про "караблики"... · 02.03.2018 21:12 by admin
Корабль серебрян позолочен, с парусы, а в нем шестнатцать мужичков, да на лесница пять мужичков. Весу в нем три фунта сорок три золотника.
Карабль серебрян золочен чеканной, с парусы. В карабле две пушки да семь мужичков серебреных литых, один с прапором, а три с копьи, да на леснице три мужичка. Меж карабля и поддона травки серебряны белы, навожены финифты*. Весу в нем два фунта два золотника.
Карабль серебряной золочен, с парусам, а на нем четыре мужичка, да две пушечки, да на лесницах два мужичка. Весу в нем полтара фунта сорок один золотник.
Карабль серебрен золочен, с парусы, а в нем два мужичка, весу в нем полтора фунта тритцать семь золотников с полузолотником.
Карабль серебрен золочен, с парусы, а в нем шесть мужичков, да две пушечки, да на лесницах два мужичка. Весу в нем полтора фунта дватцать три золотника.
Карабль серебрен золочен чеканной. Весу в нем шездесят три золотника. Взят из приказу Золотых дел во 146 (1637/1638) году.
«Опись царской казны на Казённом дворе 1640 года», «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», М., 2014.
(*) финифты, финифть – эмаль.
Чтение на ночь... · 27.02.2018 22:32 by admin
«Опись царской казны на Казённом дворе 1640 года», «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», М., 2014.
Крест золот, а на нём Распятие Господне, а назаде подписано в нём млеко Пречистые Богородицы да мощи святых, да на кресте ж в гнездех четыре каменя яхонты лазоревы, да около весь обнизан в одну нить жемчюгом, да в главе в гнездех жемчюжина большая, да у нево ж чепь серебрена золочёна. (с.18)
Стоканец серебрен золочен глаткой, на низу пробой, с колечком. Подпись греческая, а в нём закреплено мощи святого, а которого святого, того неведомо, потому что ерлыка и подписи нет. (с.20)
На четырех блюдечках мощи святых, и в том числе на дву блюдечках по две части, а на дву по одной части, а которых святых, про то неведомо, потому что у мощей ерлыков нет, а сыскано врозне четыре ерлыка. На одном ерлыке написано: мощи святого Иванна Златаустаго. На другом ерлыке написано: мощи святого Иванна Милостивого. На третьем ерлыке написано: мощи святого великомученика Пантелеймона, а на четвертом ерлыке написано: мощи святые великомученицы Парасксевы, нарицаемые Пятницы. (с.20)
Миро в сосудце свинцовом, освещено патриархи. Прислал к государю царяградцкой патриарх Кирил с архимаритом Анфилофеем во 140 (1631/1632)* году.
Ладану черново в дву местех привез государю из Еросалима Савинского монастыря архимарит Климент во 144 (1635/1636) году.
Камень во влагалище** в суконном в лазоревом, а от нево пахнет благоухание, а какой камень, про то неведомо, потому что ерлыка у нево нет.
Ладану бранова тритцать один фунт семдесят восмь золотников, да муки ладанной дватцать четыре фунта. (с.20)
Поникадило серебреное, местами позолочено. У нево двенатцать шенданов, меж нижнево и верхнево яблака человек серебрен золочен с крылы в саадаке, стоит развалокшись с луком. У паникадила ж круг серебрен, весу дватцать девять фунтов шездесят два золотника. (с.22)
Восмь ефимков с четью, и в том числе один медной. Цена по полтине ефимок серебреных.
Ощиток медяной, письмо, что и на золотом.
Весочки маленькие золотовесные во влогалище в деревяном. (с.28)
Два тунпаса, один гранен, весу в нем полчетверта золотника, а другой плосок, на одном крае попорчено. Весу в нем два золотника без четверти. А по прежним описным книгам цена первому пятнатцать рублев, а другому пять рублев.
Сто шестьдесят камешков тунпасиков мелких, весу в них шеснатцать золотников с четью.
Лаликовых*** искорок и винисов**** в коробочке, весу в них десять золотников.
Печатка середоликовая, у ней краешек выломлен, весу в ней золотник без четверти.
Каменья — виниса большая, да дватцать одна виниса великоньки ж, да мелких сто пятьдесять три виниски, весу во всех пятьдесят четыре золотника. (с.28)
(*) – 7140 год от сотворения мира. Летоисчисление на Руси до Петра Первого. Вычитать нужно 5508. Если дата неизвестна, то пишут два года через дробь. Потому что раньше новый год начинался в сентябре.
(**) – Футляр, чехол, куда что-нибудь можно вложить…
(***) – Камушки преимущественно красного цвета
(****) – гранат
Хватит пока. Потом как-нибудь ещё почитаю на ночь…
Про зарождение русской металлургии. · 20.02.2018 07:16 by admin
Оказывается, более менее массовое производство железа на Руси пошло с Устюга Железного, впервые упомянутого в Угличской летописи в 1252 году. Плавили там железо из болотной руды и к XVI веку стали лидерами в стране. К 1589 году в тогда уже Устюжне (стояла в устье Ижины на Мологе) было зарегистрировано 77 кузнечных дворов, а в Туле в то время было только 30. Но посещение города Иваном Грозным, опричнина, Ливонская война и мор свели всё на нет... И в XVII веке Тула стала передовиком русской металлургии. Но в XVIII веке открытие уральской руды переместило добычу и производство на Урал. Болотная руда на которой зижделась русская металлургия доселе, канула в прошлое... Но найти и попробовать нужно при случае... Я уже пытался плавить...
PS Оказывается в XII веке был дефицит колоколов и князья в междоусобице таскали друг у друга колокола... Мстислав Андреевич ограбил Киев “и колоколы изнесоша все”. На самом деле был дефицит меди, которую на Руси нашли только в веке XVII и тогда же плавить начали...
Вихоревка... · 17.02.2018 00:29 by admin
В давние времена освоения Сибири (а на самом деле покорения местных племён рэкетом – сбором ясака – пушнины) воевода Хрипунов отправился собирать ясак у бурят. Попутно захватили женщин в заложники. Но воевода почёл за благо решать всё добром. И отправил двух служилых людей с двумя пленными порешить дело миром. Однако буряты одного из посланных, Вихоря Савина, убили, а второго посланного Сидора Аникеева обобрали и отпустили босым и нагим… Речка по-тунгусски (так у Миллера) называвшаяся «Гея» с тех пор называется – Вихорева (это нынче в Яндексе – можете поискать..., у Миллера в «Истории Сибири» – Вихоревка). Речка очень извилистая, в Братске течёт почти параллельно Ангаре…И есть там недалеко деревня Вихоревка. А в местах тех, где убили Вихоря Савина поставлен был острог «Брацкий». Нынешний Братск. Не «копал» я глубоко. Может и затопили место острога водохранилищем… Но места те у Миллера в Истории Сибири описаны… Желающих углУбить и расширить свои познания, отправляю в третий том «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера на страницу 47 издания 2005 года… И Ангара тогда называлась Ангарою только до впадения в неё Илима. Ангара – название бурятское. А ниже Илима жили тунгусы, и река называлась Тунгуской. И там были ещё реки – Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска… Подкаменная Тунгуска известна падением метеорита…
А происшедшее с Вихорем Савиным должно было служить предупреждением на будущее время, чтобы в подобные посылки не отправляли отдельных людей, но сильные отряды опытных служилых людей, которые были бы в состоянии оказать сопротивление и сами могли употребить силу…
А ещё был город (в другом месте) и назывался сказочным названием МАНГАЗЕЯ. И название это мне уже много лет покоя не даёт. Манит и манит… МАНГАЗЕЯ… Произнесите вслух… Сказочно-загадочно…
А кому будет интересно, нагуглит реку Вихореву, и Ангару, и БраЦкий острог, и увидит, какая и куда течёт, и посмотрит, что нынче сотворено с теми реками… И окунётся в историю… А будут средства и время, поедет и «подышит» духом тех людей, которые впервые туда пришли из-за Урала…
Продолжение следует…
Дело о серебряной Пелымской горе. · 14.02.2018 11:28 by admin
В конце 1745 года наследниками умершего Акинфия Демидова бригадиру Бэеру, вернувшемуся из поездки с комиссией на демидовские же Колывано-Воскресенские заводы, было подано доношение о том, что демидовский приказчик Осип Перезолов, вернувшийся из Пелымского уезда, объявил руду, найденную в пустых и диких местах Пелымского уезда, от которой он, Перезолов, два золотника пробовал и нашел в ней серебро. И Демидовы почли своим долгом сообщить об этой находке.
Понимая важность находки, бригадир Бэер в тот же день распорядился освидетельствовать найденное месторождение и отправил в Пелымский уезд гренадёра Енисейского полка Кондратия Стрелкова с солдатами Кандабаевым и Сажиным с приказчиком Перезоловым с приписным крестьянином Кирсаном Пичугиным с тем, чтобы они через погосты Прокопьевский и Кошайский ехали в город Пелым, а оттуда вверх по Пелыму-реке, через вогульские поселения к самой серебряной горе Пелымской. Деньги на проезд и плату рабочим шли за счёт Демидовых.
Ехать было далеко и не успела ещё экспедиция доехать до Пелыма, как виновник путешествия в разговоре с гренадёром Стрелковым сознался, что сам он никакой серебряной горы не знает. А знает её доставивший ему, Перезолову, рудный кусок житель города Пелыма новокрещённый вогул Гаврило Иванов. По прибытию в Пелым этого вогула действительно нашли на жительстве, и он сначала было охотно взялся сопровождать их к месту нахождения горы, но потом, дорогой, начал стороной намекать, что эту серебряную гору лучше не искать, что тамошние вогулы всем им, посланным, обещают по собольей шубе за то, чтобы к этой горе не ездили и никому её не объявляли. Тем не менее, Стрелков стал настаивать на указание горы. Вогул повел экспедицию дальше по Пелыму, но у первых вогульских юрт остановился и без обиняков объявил, что не знает, где эта гора. А руду взял у жителя деревни Салту, новокрещённого вогула Федота Белоглазова. Вот он руду покажет, а я, мол, дальше вести не знаю куда…
После этого заявления повернули обратно. Искать вогула Белоглазова, которого в скорости нашли. Но воевода Пелымский его с посланными не отпустил. Экспедиция вернулась в Екатеринбург с пустыми руками…
Гренадёр Стрелков обо всём доложил в рапорте Бэеру, а Бэер всё дело передал в Екатеринбургскую горную канцелярию. И тут всё закрутилось…
Канцелярия почти три года занималась расследованиями, относящимися к серебряной Пелымской горе. Вогула Иванова заключила под стражу, а заявителям и свидетелям давала очные ставки и чинила «пристрастные» и беспристрастные допросы. В конце концов, выяснила только историю перехода куска руды из рук в руки.
Так, Осип Перезолов получил его от вогула Иванова, Иванов взял у жителя Выйского завода Андрея Трофимова, Трофимов – у жителя Нижнетагильского завода Алексея Стукало, Стукало, в свою очередь, у приказчика Колыванского завода Максима Загурского, а этот последний извлёк из тех самых колывано-воскресенских штуфов, которые Бэер с комиссией ездил осматривать…
Вогула Иванова после расследования наказали плетьми и отпустили домой…
Там закончилось дело о серебряной Пелымской горе.
Литература: П. О. Чупин. По поводу поездки бригадира Бэера на Урал и в Сибирь в 1744—1746 годах. Пермь. 1892 г.
Про Верхотурье · 27.01.2018 12:20 by admin
1597 г. октября 12. — Грамота царя Федора Ивановича в Пермь Великую Василию Головину и Ивану Воейкову о построении города на реке Туре, на городище Неромкуре.
От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии в Пермь Великую, в Чердынь, Василью Петровичю Головину да Ивану Васильевичю Воейкову. В нынешнем во 106-м* году октября в 3 день писал к нам из Перми Сарыч Шестаков да прислал городовому и острожному делу роспись городище Неромкуру, а в росписи написано: от реки от Туры по берегу крутово камени горы от воды вверх высотою сажен з 12 и больши, а саженьми не меряно, а та гора крута, утес, и тово места по Туре по реке по самому берегу 60 сажен больших, и по смете де тому месту городовая стена не надобе, потому что то место добре крепко, никоторыми делы взлести не мошно, и по их бы смете по тому месту городовая стена не надобе, потому что то место и без городовые стены всякова города крепче, разве б по тому месту велети хоромы поставить в ряд, что город же, да избы поделать, и дворы б поставить постенно; а по углом города от реки от Туры поставить наугольные башни. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б того места от реки от Туры по берегу разсмотрили, сколь то место крепко и мочно ль быти по тому месту от реки от Туры без городовые стены. И только будет то место крепко, и городовая стена не надобе, и вы б зделали нового города три стены, а с четвертую сторону от реки от Туры велели поставить хоромы в стену воеводские или которые иные хоромы поставить пригодятся, которым быти в городе пригоже, только бы было постенно, да избы поделать; а городовые стены не ставили, велели бы есте от реки поставить наугольные башни для очищения с тех башен стен и за реку. Писана на Москве лета 7106-го году октября в 12 день.
Подлинная за закрепою дьяка Ивана Вахрамеева.
*7106 от сотворения мира, от Адама. Вычесть 5508 для приведения в летоисчисление от Христа... Возможно расхождение +/- год, потому как до Петра I год сменялся 1 сентября... В этом случае – октябрь... после сентября... от Адама уже 7106, а от Христа ещё 1597…
А это собственно Неромкур (Верхотурье) в 2010 году... Ну, или что образовалось и осталось...
Ещё про Верхотурье (фотки, в основном) можно посмотреть здесь
Полтретьяста... · 25.01.2018 23:12 by admin
Сижу копаюсь в старых грамотах у Миллера в “Истории Сибири”...
И вот такая цитата оттуда: “а тою де дорогою сухим путем, что он Ортюшка прочистил от Соли Камской до Верхотурья, верст с полтретьяста, а от Верхотурья до Тюмени верст с 700, и тою де дорогою ходит наша соболиная и денежная казна и хлебные запасы...”
Полтретьяста – ну, ведь, красиво же... А нынче говорят – двести пятьдесят...
Я, пожалуй, теперь по пятницам буду пить по полтретьяста водки можжевеловой...
Что есть в Екатернбурхе... · 29.10.2017 23:52 by admin
Травы около Екатеринбурха листовые, хорошие, также и цветы разные, и шиповнику много, и покосов луговых довольно, a где и не луговые места, то и в борах и лесах такая ж трава хорошая есть и скот оною наедаетца скоро. И о-коло Арамили, которое место от Екатеринбурха отстоит в 22 верстах, находитца ревень черенковой тонкой, токмо немного. Яход имеетца: вишенье кислое мелкое на самых ниских суптельных деревцах, малина, глубеника, земляница, брусница, смородина черная и красная, рябины много, калина, морошка, клюква.
В. Геннин, «Описание Уральских и Сибирских заводов 1735», с.73, Государственное издательство «История заводов», М. 1937
Иконописная мастерская · 21.10.2017 23:47 by admin
Инсталляция в невьянском музее.
Кроме сундуков Невьянск славился и своей иконописной школой. Занимались промыслом староверы, которых ещё Никита Демидов привечал в Невьянский завод... Сейчас есть музей невьянской иконы в Екатеринбурге. Один из организаторов музея и собирателей икон – мэр города Евгений Ройзман...
И немного из путешествия И. Гмелина в Сибирь с 1740 по 1743: “Употребление водки в Невьянске категорически запрещено. Однако это не мешает людям пить. Любители такого дела всегда найдут возможность нарушить закон, если велика охота; они знают, как можно пронести в город водку, а если не повезёт, то и пивом можно достаточно одурманить голову... Для староверцев же пить водку – великий грех, и они заявляют об этом сразу же, при первой удобной возможности. Одна капля, равно как и кружка, способны отправить человека в ад. Про староверцев однако говорят, что если дорвётся такой до водки, то желудок его, становясь магнитом, тянет к себе все большее её количество... При этом он входит в раж и уже не брезгует гостеприимством православного, чтобы у того залить свою жажду, испытывая при этом небезызвестное удовольствие. Но он никогда не забудет однако же взять с собой свою кружку. Все его грехи, связанные с пьянством, ничтожные по сравнению с тем грехом, когда он пьёт из посуды, из которой только что пил православный...”